«Важную группу объемной резьбы составляют традиционные детские игрушки - самое интересное художественное явление в народном творчестве Яворивщины», - пишет Р. Чугай.
Яворивские деревянные игрушки широко известны с XVIII века. Как отдельный вид художественной обработки дерева выделяются в конце XIX в., Когда в Малом Предместье Яворова сосредоточился центр забавкарского промысла. Целые семьи работали над конструированием мебели для кукол, детских люлек, кузнечиков, тележек, птиц, тарахкалец, свирелей и тому подобное. В 1896 году в Яворове была открыта школа детских игрушек, которая способствовала совершенствованию технологии обработки дерева и сыграла положительную роль в организации продажи изделий. Были попытки внедрить новые образцы игрушек, но мастера не принимали их, производя «свои произведения с ловкостью автомата, даже без света, всегда на одну моду, так как это делали их отцы и деды», - записаны слова директора школы в издании «Przewodnik przemyslowy»1896 года.
В Яворивской игрушке мастера воспроизводили свою наблюдательность, живую мысль, замыслы. И важнейшим признаком являлось выявление глубокого знания детской души и попытки удовлетворить ее желание, привить художественный вкус. Именно так делались детские игрушки. Часто мастера вкладывали в игрушку здоровый юмор, хотели развеселить ребенка и предлагали ей игрушку мягко, демонстрируя как играет свирель, машет крылышками птичка едет конек. Ведь игрушки были преимущественно озвучены и подвижные - бричка действительно передвигалась на колесах, птичка пела, а колыбель качалась. Вырезаны из дерева игрушки пахли свежестью липы - свежим дыханием природы, которого так не хватает современным игрушкам.
Для того чтобы создать высокохудожественные произведения, нужна была не только наличие качественного материала, но и умелые руки, доброе сердце и поэтическая душа. Яворивские мастера росписи работали над изготовлением игрушки от начала до завершающего отделки. Игры всегда расписывали яркими рисунками, в которых проявляли прочную связь с традициями жизни. Посуда, орудия, мебель, одежда - все воспроизводили в народных игрушках. А игрушечную мебель повторяли в миниатюре оригиналы. «В народной игрушке яворовского мастера, как в сказке, закреплено воспоминание о прежней жизни, о старой народное творчество и труд. Фантазия мастера оживляет игрушку и наделяет ее содержанием, которое возбуждает детское воображение, захватывает ее и побуждает к действию», - пишет И. Гургула (1959).
В промартели Т. Шевченко началось развитие сюжетной и тематической точеной многофигурной игрушки. Интересные композиции выдающегося мастера игрушки В. Прими «Наезд Батыя на Киев» или изделие известного скульптора И. Северы «Пара лошадей» являются выдающимися произведениями искусства, получивших награды на выставках. Но они носили больше сувенирный, чем игрушечный характер. Выдающимися мастерами яворивской игрушки были также М. Ференц, С. Тиндик, И. Горох, С. Фирчук и др. В музее «Яворовщина» экспонируются игрушки госпожи Юлии - дочери В. Примы. К сожалению, забавкарський промысел приходит в упадок, и только по случаю знаменательных дат мастера резца изготавливают образцы бывших славных игрушек.
|